?

Log in

No account? Create an account
 
 
02 October 2014 @ 01:28 pm
Выжить на ринге жизни  
27 сентября 2014 года в столичном культурном центре «Покровские ворота» состоялась премьера документального фильма «Мария». Это рассказ выпускницы томского детского дома Марии Даниловой о своей жизни. Успешной сейчас женщины, пережившей кошмар в прошлом.
кадр из фильма Мария

Кадр из фильма «Мария»

Фильм — первый из цикла «На ринге жизни». У этого проекта, который реализует благотворительный фонд «Арифметика добра», есть несколько важных задач. Самая главная — познакомить максимальное количество сирот, а также сотрудников детских домов с реальными примерами успешности тех, кто покинул стены сиротских и коррекционных учреждений, показать, что несмотря на все сложности они могут стать счастливыми, у них могут быть прекрасные семьи и дети, они могут найти интересную работу, реализоваться творчески и личностно.

Эта первая важная задача вытекает из крайне непростой, неудобной статистики – только 10% выпускников детских домов в той или иной степени адаптируются после выпуска. Остальные нередко попадают в тюрьмы, занимаются проституцией, погибают. В коррекционных учреждениях процент успешности еще ниже, на уровне статистической погрешности. Во многом такая ситуация происходит из-за острого ощущения своей ненужности и почти полного отсутствия мотивации, когда вокруг критически много негативных примеров и практически отсутствуют какие-либо реальные примеры успешности. И дети, и воспитатели становятся заложниками системы, общественного отношения, становятся изгоями как внутри общества, так и в своем представлении о себе.

Есть еще одна немаловажная задача проекта — дать возможность самим сиротам рассказать о том, что происходит с детьми в детских домах и после выхода из них, а обществу услышать эти истории, увидеть за ними живых людей и задуматься. Документальное и художественное кино, мультипликационные фильмы, комиксы, другие художественные форматы остро необходимы для привлечения внимания к социальным проблемам, а также поиска возможных решений. За последние несколько лет российские зрители увидели яркие примеры таких работ в документалистике – фильм «Антон тут рядом» Любови Аркус, «Блеф, или с новым годом» режиссера Ольги Синяевой, «Мама, я убью тебя» Елены Погребижской. Каждый из этих фильмов – слом привычной, комфортной картинки обывателя, делающий неработающим оправдание «проблема где-то далеко, и она нас не касается».

Функциональная, практическая сторона проекта позволяет создать инструмент для более действенной работы психологов, некоммерческих организаций, социальных работников, профессионально занимающихся адаптацией и социализацией сирот. Создатели и авторы проекта планируют организовать максимально широкое распространение фильмов в детских домах России, показы на волонтерских площадках, создание совместно с широким кругом специалистов сопроводительных методических материалов.

Первый фильм проекта – это рассказ от первого лица выпускницы томского детского дома Марии Даниловой о своей жизни. В таком формате эту историю увидел режиссер Алексей Шамраев. Фильм не содержит закадрового авторского текста и дополнительных пояснений. Cложные сцены прошлого героини зритель видит в анимированных иллюстрациях художника Алексея Йорша, где в безысходном черно-белом детстве появляется только один дополнительный цвет – тревожный красный.

фильм Мария

Алексей Шамраев, режиссер фильма «Мария», на премьере в Москве

В фильме героиня рассказывает о пережитых ситуациях. О том, как мать отдала её и младшую сестру в детский дом, как брошенный ребенок не хочет жить, потому что он никому не нужен, как все его существо стремится к самоуничтожению, потому что нет смысла в существовании, о боли и реанимации, о несчастливом браке, о насилии, желании отомстить за всю причиненную боль. Зритель видит перед собой успешную, красивую молодую женщину, мать троих дочерей, одна из которых приемная, рассказывающую о том, что молчаливо в изоляции переживают внутри себя сотни и тысячи детей в нашей стране.

Как справиться с этим ужасом? Что стало переломным моментом в жизни Марии? Есть ли реальный выход или шанс? Или то что случилось – просто удача одного человека? С одной стороны, фильм не дает четких инструкций – для счастья нужно лишь только выполнить вот этот набор правил. По мнению режиссера, этих инструкций и не может быть – каждая конкретная судьба уникальна и важно найти прежде всего себя. Но фильм говорит о том, что может стать переломным моментом, где можно искать точку опоры.

Для Марии таким стимулом жить и бороться становится прежде всего маленькая дочь. Так случилось, что женские имена в этом фильме и в этой судьбе играют знаковую роль: Мария, Виктория, Надежда. Как правило, выпускницы детских домов становятся мамами в очень сложных условиях, когда нет ни работы, ни нормальной профессии, ни устроенности, ни семьи, зачастую рядом нет и отца ребенка. Есть только общественное порицание и неприятие. Аборт либо передача ребенка в детский дом в такой непростой ситуации становится обычным явлением. В случае с Марией маленькая дочь Виктория становится большой победой в борьбе за жизнь для них обеих.

Еще один ключевой момент в жизни героини — помощь и спасение других. Помощь другим молодым матерям, потерявшим свою точку опоры, сохранить детей, не отказаться от них. Помощь выпускникам детских домов найти свой путь в жизни.

Белое платье, свадебный танец, обручальное кольцо, счастливый брак, любящий муж, квартира, машина, отпуск на море – это все достаточно обычная история, которой никого не удивишь в наше время. Среднестатистический человек мало задумывается о том, что для девочек из детского дома – это сказочно и невероятно, это то, что происходит только с другими, домашними девочками, во что сложно поверить.

Часто они рожают сразу после выхода из детского дома, не имея часто и образования и жилья, и не редко сдают своих детей обратно в детский дом. Потому что материнство можно обрести только в любящей семье.

Но даже не это все есть счастье. Даже любовь в своей собственной семье и внешние признаки успешности не дают освобождения от прошлого. И Мария делает то, на что может решиться только очень сильный человек, – она едет в далекий поселок Тегульдет, туда, где прошло её страшное детство, для того, чтобы простить. Простить и обнять мать, найти в себе силы простить брата, который насиловал её с 7 до 10 лет, попытаться принять свое детство.

После просмотра фильма «Мария» состоялось его обсуждение с участием как обычных зрителей, так и специалистов, работающих с данной проблемой, – Романа Авдеева, президента благотворительного фонда «Арифметика добра» и отца 17 усыновленных детей, ведущей и модератора показа Ольгой Будиной, актрисы, учредителя благотворительного фонда «Обереги будущее», который также занимается профилактикой социального сиротства, Алексея Йорша, художника-графика и отца приемного сына, Николая Лутковского, приемного отца и директора Свято-Софийского детского дома.



Алексей Йорш на премьере фильма «Мария»
Алексей Йорш на премьере фильма «Мария»


Александр Гезалов и Роман Авдеев на премьере фильма «Мария»
Александр Гезалов и Роман Авдеев на премьере фильма «Мария»


Александр Гезалов,  Роман Авдеев и Алексей Шамраев на премьере фильма «Мария»
Александр Гезалов, Роман Авдеев и Алексей Шамраев на премьере фильма «Мария»



Александр Гезалов,  Роман Авдеев, Николай Лутковский и Алексей Шамраев на премьере фильма «Мария»
Александр Гезалов, Роман Авдеев, Николай Лутковский и Алексей Шамраев на премьере фильма «Мария»


Премьера фильма «Мария»
Премьера фильма «Мария»


Роман Авдеев и Алексей Шамраев на премьере фильма «Мария»
Роман Авдеев и Алексей Шамраев на премьере фильма «Мария»

Разговор был весьма конструктивный и местами очень контрастный. В один из моментов слово взяла девушка-доброволец и сказала, что нужно снимать фильмы о том, что после выпуска из детдома для выпускников нет ни стадионов, ни культурно-досуговых центров. Тем самым намекая на то, что было бы хорошо после детдома создавать другие детские дома. Пришлось говорить о стратегии личности и саморазвития, где весьма высока роль наставников. Так как важнее научить ребенка самостоятельно занимать себя, нежели строить новые сиротские рекреации.

Проект «На ринге жизни» я задумал еще в 2006 году, как инструмент, направленный на повышение резилиенса (жизнестойкости) выпускников детских домов. Показатель того, что и после детского дома ребенок может стать успешным. Что такое ринг? Ринг – это место боя, где есть противник, которому нужно противостоять, чтобы победить и выжить. Самое сложное для детей-сирот – это не нахождение в детском доме, как принято думать, самое страшное и сложное начинается тогда, когда они выходят из детского дома и попадают в социальный вакуум, где среди толп людей они остаются один на один с собой, а вокруг них образуется тишина. И в этом новом мире нет уже казенных ложек, нет волонтеров и праздников. Обо всем нужно заботиться самому. Выжить в таких условиях, к сожалению, получается у единиц. Волонтерам-мотылькам, приходящим на один день, выпускники уже не интересны. Это уже не детки. Очень важно понять, что украшая детские дома, проводя там бесконечную череду праздников, создавая там прекрасные, даже стерильные условия, люди пытаются украсить ад, не понимая, что это невозможно сделать.

В ближайшее время показы и обсуждения первого фильма проекта «На ринге жизни» пройдут на разных площадках в разных регионах России – в Томске, Сарове, Калининграде, Чебоксарах и других. Кроме того, продолжатся съемки фильмов о других героях.

Как автор проекта, надеюсь, что и фильм «Мария» и другие, будут полезны не только выпускникам детдомов, но и вызовут дискуссию в обществе — как и чем умно помогать детям-сиротам. Разговор начат.

P.S. За день до того, фильм был показан в детском доме-таких тихих и внимающих детей-сирот не видел уже давно. Они задали много вопросов. Фильм их точно уже сделал другими. Задумывающихся о своем будущем. Сейчас.

Выжить на ринге жизни